Изучение церковнославянского языка и исторический комментарий в практике преподавания русского языка
Ключевые слова:
церковнославянский язык, история русского языка, олимпиада, православие, Русский Север, исследовательские работыАннотация
В статье обобщен опыт работы школьного учителя по изучению церковнославянского языка и историческому комментированию при подготовке школьников к олимпиадам по русскому языку, в задания которых может быть включен древнерусский материал. Участникам олимпиады при выполнении таких заданий необходимо продемонстрировать умение сопоставлять древнее и современное значения слов, современные и устаревшие формы исходя из знаний школьной программы, а также выявлять сущностные свойства языка путем наблюдения и анализа и таким образом приходить к определенным исследовательским выводам.
При качественной подготовке школьников к олимпиадам определяются основные направления работы: проведение индивидуальных занятий с учащимися или работа в группах, организация деятельности школьников по написанию исследовательских работ соответствующей тематики, разработка и апробация учебных курсов по изучению истории русского и церковнославянского языков, что связано с историей православия и духовными ценностями общества. Автор приводит примеры из исследовательских работ старшеклассников и собственных дидактических разработок.