Методический потенциал детских словообразовательных и формообразовательных инноваций в преподавании русского языка

Авторы

  • Ирина Николаевна Позерт Московский педагогический государственный университет

Ключевые слова:

инновация, детская речь, словообразование, феминитивы, детская этимология, стилистические приемы, взрослый (нормативный) язык

Аннотация

Статья посвящена разработке конкретных заданий, тренирующих навыки морфемного, словообразовательного, лексико-се- мантического и стилистического анализа у школьников и студентов на новом и важном материале детской речи. Оригинальность материала упражнений соответствует актуальной черте современной русистики – антропоцентризму, становлению языковой личности. Задания и упражнения способствуют развитию лингвистического кругозора и аналитического мышления старшеклассников и студентов, знакомят их с механизмами языка и речи при вхождении человека в стихию родного языка. Семь практикоориентированных заданий на материале детской речи призваны сформировать следующие навыки: истолкование слов взрослого (нормативного) языка с позиции детского восприятия; подбор производящей основы, выделение словообразовательного форманта; разбор слова по составу; словообразовательный анализ; восстановление словообразовательной цепочки детских феминитивов; анализ глагольных словообразовательных и формообразовательных инноваций; стилистический анализ тропов, фигур речи и фразеологизмов.

Об авторе

  • Ирина Николаевна Позерт, Московский педагогический государственный университет

    кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Московского педагогического государственного университета

Загрузки

Опубликован

2025-06-24

Выпуск

Раздел

Русский язык