Происхождение концепта «космос»: древнерусская и церковнославянская традиции

Авторы

  • Александр Валерьевич Алексеев Московский городской педагогический университет

Ключевые слова:

концепт, космос, историческая лексикология, церковнославянский язык, коннотация

Аннотация

Статья посвящена происхождению концепта «космос» и его репрезентации в русском и церковнославянском языках. Концепт рассматривается как семантическая структура, выражаемая рядом лексических единиц (в том числе ключевым словом) и содержащая номинативные и коннотативные компоненты. Для выявления основных семантических признаков концепта «космос» используется сравнительно-исторический метод: рассматривается этимология и история русских и греческих слов космос, космит, космик, украситель, мир, κόσμος, κοσμητής, κοσμικός. Установлено, что положительная коннотация, связанная с концептом «космос», репрезентируется в церковнославянской традиции символическим значением ‘должный порядок иконостаса – должный порядок мироздания’. В статье раскрывается концептуальный смысл старорусских глосс космит – украситель и косма – мир – украситель. Отрицательная коннотация, связанная с концептом «космос», определяет структуру иконы сошествия Святого Духа (иконы Пятидесятницы). Обозначение словом космос дохристианского греховного мира отчасти соотносится с древнерусским употреблением заимствованного слова космикъ (космникъ). Установлено определяющее значение для формирования концепта «космос» новозаветных прототипических контекстов, прежде всего употребление слова κόσμος (в славянских переводах – мiръ) в Евангелии от Иоанна. В статье прослеживается противопоставление Божественной истины и духовного мира учеников Христа преходящему земному (греховному) миру.

Об авторе

  • Александр Валерьевич Алексеев, Московский городской педагогический университет

    доктор филологических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2025-06-23

Выпуск

Раздел

Русский язык