Как обрести «ключи от смыслов» или как научить школьников понимать художественный текст?

Авторы

  • Ольга Николаевна Левушкина Московский педагогический государственный университет

Ключевые слова:

понимание художественного произведения, типы понимания, смысл, лингвокультурологический анализ художественного текста, лингвокультурологический анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме обучения школьников пониманию произведений русской классики, художественных текстов. Опираясь на исследования особенностей понимания художественного текста современными школьниками, на типы понимания текста, автор демонстрирует пример лингвокультурологического анализа классического произведения русской литературы – стихотворения А. С. Пушкина «Анчар». Продемонстрированы возможности лингвокультурологического анализа конкретной особенности данного произведения – его интертекстуальности. Автор делает вывод о том, что при анализе классических произведений русской литературы необходимо учитывать картину мира человека своего времени, религиозный, культурный контекст его создания. Это фоновые культурные смыслы, которые являются основой понимания классических произведений русской литературы. Именно их выявление, осмысление позволяет говорить о глубинном, полном понимании художественного произведения.

Об авторе

  • Ольга Николаевна Левушкина, Московский педагогический государственный университет

    доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения русскому языку Института филологии, Московский педагогический государственный университет

Загрузки

Опубликован

2025-06-24

Выпуск

Раздел

Русский язык